В ближайшее время мы будем наблюдать крах региональных бизнесов из-за цифрового неравенства

Иван Константинович Айвазовский, «Волна»

За общим экономическим кризисом и политической турбулентностью, ускользает тот факт, что на сегодняшний момент, происходит углубление цифрового неравенства в бизнесе. Этот процесс идет независимо от санкций, курсов валют и инфляционных процессов и уже подошел к «точке невозврата» для ряда отраслей.

Как правило, разрыв увеличивается между глобальными и региональными игроками. В то время как все крупные игроки работают с мобильной аудиторией, большинство региональных сайтов до сих пор не адаптированы для мобильных устройств. Это показательная черта для конца 2015 года, но это только «верхушка айсберга». Разрывы во внутренних процессах гораздо драматичнее. В то время как глобальные игроки уже пользуются плодами BigData и Business Intelligence, региональные еще даже не приступили к UX, A/B-тестированию и внятной аналитике c правильными метриками.

Разрывы во внутренних процессах гораздо драматичнее. В то время как глобальные игроки уже пользуются плодами BigData и Business Intelligence, региональные еще даже не приступили к UX, A/B-тестированию и внятной аналитике c правильными метриками.

Региональные компании, которые первыми научатся эффективно использовать digital инструменты, получат неоспоримое преимущество у себя в регионе и возможность противостоять глобальным игрокам.

Digital-технологии создают потенциал для выхода на рынок ближайших регионов, а также шанс появиться на федеральных и глобальных рынках. Хотя чаще всего, даже у таких «продвинутых» компаний, скорость принятия решений и уровень стратегической проработки цифровых инструментов очень низкие.

Драгоценное время теряется на неправильно организуемых тендерах по выбору исполнителей, внутренняя информация собирается некачественно и долго, а интеграция с внутренними учетными системами остается самым узким местом.

Однако большинство региональных компаний до сих по не делало серьезных ставок на интернет-технологии. При текущем экономическом кризисе велик соблазн сокращения бюджетов на интернет-маркетинг или в лучшем случае соблазн попытаться «сделать больше за те же деньги». Такие стратегии, а точнее их отсутствие, приведут к тому, что подобные бизнесы достаточно скоро ждет крах. Постепенно они станут «не видны» из интернета в целом и с мобильных устройств в частности, а с окончательным приходом нового технологического уклада большинство подобных бизнесов ждет вполне реальная опасность банкротства.

Google понижает позиции сайтов не адаптированных под мобильные устройства

«Утечка мозгов» ограничивает возможности использования digital технологий

При всем, при этом, грамотных ИТ-специалистов открытых для сотрудничества на рынке становится все меньше, так как происходит «утечка мозгов». Причем происходит это не столько при помощи эмиграции профессионалов в Москву или за пределы РФ, а прежде всего из-за такого феномена как «офшорное программирование». В любом крупном городе открыты десятки офисов западных корпораций, штат некоторых офисов составляет несколько тысяч высококлассных ИТ-профессионалов. За последний год за счет курсовой разницы становится очень сложно конкурировать за лучшие кадры с подобными структурами.

Хотя предложение на рынке digital нельзя назвать ограниченным, осталось совсем немного digital-компаний которые работают более 10 лет. Большинство молодых команд работает один–два года и нет никаких гарантий, что их хватит хотя бы еще на год-два.

Сфера digital требует уже убедительных стратегий на три–пять лет, и смена коней на переправе отбрасывает бизнес на несколько месяцев или даже лет назад.

увы, волшебной палочки нет

Просто найти хорошее digital-агентство или интернет-студию, теперь совсем не достаточно. Необходимо развивать центры компетенций внутри компаний - при нынешнем развитии технологий и рынка не получиться все отдать на «аутсорс». Самое время формировать внутри компаний отделы интернет-маркетинга, выделять digital-директоров и вводить их в топ-менеджмент компании и постоянно проводить обучение и развитие всех сотрудников, задействованных в digital.

Так делают очень немногие и нет проторенной дорожки, но это как раз и дает возможность первыми вырваться в стратегическом смысле. Ведь во многих отраслях digital дает свою толику добавленной стоимости услуг и продукции, поэтому полная передача его внешним исполнителям грозит потерей контроля над собственным бизнесом.

Пока шансы по прежнему есть, и бурное развитие технологической среды и экономической реальности даст возможность обогнать соперников на неожиданных поворотах еще не раз. Но эти шансы будут только у тех компаний, топ-менеджеры которых тратят личное свое внимание на digital, выбирают лучшие команды в качестве экспертов и консультантов, не боятся качественного абонентского аутсорсинга и берут вектор на создание внутри бизнесов центров digital-компетенций.

Видимо, эти шансы будут почти полностью разыграны в 2016–2017 годах и окно возможностей для существующих бизнесов окончательно закроется. Цифровая революция переведет все существующие бизнес-модели в новое состояние, и кто будет в новой бизнес-реальности, а кто нет, решается уже сегодня.

Нужны серьезные бюджеты, «живая» бизнес-модель, терпение, а также известная доля визионерства и удачи

Николай Никульников

кандидат экономических наук, директор Digital-агентства WEBROVER, руководитель ИТ-комитета Клуба Директоров Самарской Области,доцент кафедры Электронной Коммерции Поволжского Государственного Университета Телекоммуникаций и Информатики